Что делать, если ребенок не хочет учиться, консультации психологов. Ребенок не хочет учиться – что делать? Почему девятиклассники не хотят учиться



Большинство - 22 % - читателей блога, которые приняли участие в опросе, считают главной причиной нежелания учиться лень.

И они правы! Только речь в данном случае идёт не об обыкновенной лени, а об умственной. Почему ученик заболевает умственной ленью? Потому что процесс учебы должен вызывать у школьника радость и чувство удовлетворения собственными результатами. Умственные же лентяи не испытывают этого. Отсюда и снижение интереса к учёбе.

Очень часто умственная лень начинается с неумения учиться. Уметь учиться – это не значит только уметь писать, считать, читать. Уметь учиться – это уметь распределять свое время, выделять учебную задачу, владеть своим вниманием. Не умея учиться, ученик плохо усваивает материал, медленно продвигается в обучении. Но хуже всего другое. «Неумение трудиться, - писал В. А. Сухомлинский, - порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее».

Как избавиться от умственной лени? Расставлять в своей жизни приоритеты (что для тебя важнее – просидеть целый день в Интернете или сначала сделать уроки?), развивать силу воли (она вам пригодится в разных жизненных ситуациях!), подбадривать себя, хвалить за даже за самую маленькую победу над собственной ленью.


Другие 22 % утверждают, что школьники не хотят учиться из-за слишком большой учебной нагрузки.

Согласна, в российских школах действительно большая нагрузка для учеников. Взять, к примеру, мой 9А класс. В этом учебном году у ребят 15 учебных предметов! Некоторые предметы изучаются 3-4 раза в неделю. В день у ребят по 7-8 уроков вместе с факультативами. Можно представить, сколько времени тратят добросовестные ученики моего класса на выполнение домашнего задания! Конечно, не все способны выдержать такую напряжённую школьную жизнь. Такая перегрузка может привести к эмоциональным проблемам, хронической усталости и сложностям в школе.

Как быть в этой ситуации? Правильно организовывать свой рабочий день. Обязательно отдыхать! Чередовать умственную деятельность с физической.

17 % опрошенных считает, что современные школьники не хотят учиться, так как они не задумываются о будущем, живут одним днём.

Действительно, многие подростки беспечны, они не задаются вопросом "ЗАЧЕМ жить?". А между прочим, из этого вопроса проистекают все прочие - более простые: чем заниматься, с кем общаться, чему учиться и к чему стремиться.

Что делать? Задумываться о смысле собственной жизни. Планировать, ставить в жизни цели и стремиться к их достижению, чтобы в старости не сожалеть об упущенных возможностях и времени.

14 % считают, что в школе неинтересно и скучно.

Но давайте разберёмся: разве в этом виновата школа? Интерес прячется не в делах, не в занятиях, а в нас самих. Что умеем делать хорошо – то и любим. Чего не умеем – того и не любим. В учении – то же самое. Отчего неорганизованность, «слабая воля», «не хочу», «не могу», «не люблю» и прочее? Да не получается у нас в той степени, как нам хотелось бы, вот и все! Запустили, пропустили – тысячи причин можно найти, но в основе всегда будет одно: не получается. Потому и скучно. А коли скучно, то и лень и бессилие.

Неинтересно потому, что не занимаешься, а не занимаешься потому, что неинтересно. Получается замкнутый круг! И до тех пор, пока не преодолеешь этот «порочный круг», настоящего учения не будет.

Как быть? Серьёзные проблемы нельзя обходить, их надо решать.

9 % утверждают, что то, чему учат в школе - в жизни не пригодится.

Отчасти соглашусь: школьники получают массу специализированных знаний, но важные вещи, без которых невозможна социализация, часто остаются за бортом.

Но на самом деле, никогда не знаешь, какие знания тебе могут пригодиться в будущей жизни. И в школе далеко не всё так ужасно. Там есть прекрасные друзья и замечательные педагоги, которые могут научить вас многому.

Запомните: лишних знаний не бывает! Развивайтесь всесторонне, ведь неизвестно, какие сюрпризы преподнесёт нам жизнь и каких знаний и умений потребует она от нас!

6 % видят причину потери интереса и желания учиться в том, что школа - это принудиловка.

Возможно, для кого-то и принудиловка! Но как без школы-то? Может, стоит просто изменить своё отношение к школе, попытаться найти в ней что-то полезное и интересное для себя. Ну а если вы не можете этого сделать, значит, вы - умственный лентяй!

Что делать? Смотри первый пункт!

Другие 6 % уверены, что молодое поколение не испытывает тягу к знаниям, так как деградирует.

Да, многие ученики к моменту окончания школы не знают самых элементарных вещей. В простеньком диктанте на страницу ухитряются делать десятки ошибок, не знают правил сложения дробей, не могут ответить на вопрос о том, когда началась Великая Отечественная война. В каждом последующем поколении учеников число труднообучаемых становится всё больше, чем в предыдущем. А примерные ученики становятся изгоями. Это весьма печальные факты. Но всё-таки деградация - это скорее не причина, а следствие. И речь здесь должна идти не только о школьниках, но и о нашем обществе в целом.

Что нужно делать? Постоянно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, самовоспитанием. Ведь, по сути, саморазвитие - это путь, по которому должен пройти человек в своей жизни.

Вашему ребенку неинтересно ходить в школу, уроки он делает только из-под палки, да еще и норовит прогуливать занятия? К сожалению, большинству родителей такая ситуация знакома, и порой она кажется совершенно безвыходной. Проблема в том, что у таких детей отсутствует мотив к хорошей учебе.
В профессиональной психологии существует термин «мотивация», который используется для описания и объяснения причин поведения людей.
Мотивация бывает внутренней и внешней. О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия - например, если ребенок увлечен игрой.

При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности - так, подросток может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители, или для общения с друзьями.

Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового.
Дети, которых отдают в школу, часто не понимают, зачем это нужно. Учиться трудно: нужно зубрить домашние задания, писать контрольные, а еще в школе, как правило, заставляют заниматься общественной работой. Ребенку же зачастую вместо этого хочется развлекаться, смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять с друзьями. Вряд ли лет до 14 он способен до конца понять смысл мудрой поговорки: «Корни учения горьки, зато плоды его сладки». Взрослая жизнь кажется такой далекой, а школа - сплошной принудиловкой.

Обычно родители стараются мотивировать ребенка к учебе, повторяя: «Вот будешь плохо учиться, не поступишь в институт!» Это неверный ход. Скорее всего, в вашем окружении есть люди, которые и без высшего образования добились если не карьерных успехов, то, по крайней мере, приличных доходов. Если ваш Петя видит, что сварщик дядя Вася зарабатывает больше его собственных родителей–инженеров, то он будет искренне недоумевать, зачем ему поступать в институт.
Итак, прежде всего, поймите, что именно интересно вашему ребенку. Если он, скажем, увлекается военной историей, любит читать книги, смотреть фильмы на эту тему, спросите, не хочет ли он стать военным историком.

Предположим, он ответит утвердительно. Теперь ваша задача - заинтересовать его профессией. Выясните, в каких вузах обучают этой специальности, какие предметы надо сдавать для поступления. Если у ребенка будет цель, он станет получать необходимые знания самостоятельно, без какого-либо контроля с вашей стороны.
Если ребенку не даются технические предметы и он проявляет склонность к гуманитарным наукам, или наоборот, вам стоит подумать о том, чтобы отдать его в специализированный класс или в школу с соответствующим уклоном.
Если ребенок вообще не проявляет никакого интереса к школьной учебе, попробуйте отдать его на кружки. Не исключено, что внешкольные занятия, которые, как правило, проходят в непринужденной или игровой форме, пробудят в нем интерес к какому-либо предмету.

Чаще общайтесь с педагогами, обучающими ребенка. Они могут подсказать, какой у него потенциал, какие способности следует развивать.

Не следует пугаться, если ребенок не слишком успевает по математике или русскому, зато обожает уроки труда. Не исключено, что его призвание – ручная работа. Поймите, что не всем дано заниматься высокоинтеллектуальным трудом. Стоит объяснить ребенку, что, даже чтобы «работать руками», нужно получить необходимый минимум знаний.

Если ребенок жалуется на школу, учителей, расспрашивайте его, что именно не нравится. Может, стоит сменить педагога или перевести ваше чадо в другую школу, где занятия проходят по нетрадиционной методике?

Помните: чем больше удовольствия станет получать ребенок от учебы, тем легче будет и ему, и вам.

Я уже долгое время помогаю детям разрешать проблемы с обучением.

И пришла к убеждению, которое с опытом только крепнет. Это убеждение выглядит так: "Все дети хотят учиться хорошо". (Честное слово, я не встречала еще ни одного ребенка, который мечтал бы о "двойке" по математике, например...)

Но важно еще уметь учиться хорошо. А умеют - не все. А учиться плохо - кому же хочется! Вряд ли и взрослому захотелось бы ходить на работу, где у него все получается хуже других, где он чувствует себя некомпетентным, где его день изо дня (пусть даже справедливо!) ругают или высмеивают...

Что бывает причиной неумения хорошо учиться? Я как раз и занимаюсь выявлением и коррекцией таких причин. Назову наиболее часто встречающиеся (хочется быть краткой).

1. Недостаточное развитие психических функций (память, внимание, логическое мышление, контроль над эмоциями и поведением). Помогают специальные занятия по "доразвитию" до адекватного уровня.

2. Отношение к ребенку не как к субъекту, а как к объекту обучения. Такой ребенок чувствует себя в школе неуверенно, ситуация ему кажется непредсказуемой, он не знает, что может управлять своим обучением, ему кажется, что от него ничего не зависит. Помогают занятия по формированию собственных учебных целей и умения их достигать на практике.

3. Протестные реакции ребенка на что-то происходящее в семье . Некоторые дети на дисгармоничную семейную обстановку реагируют болезнями, некоторые - асоциальным поведением, некоторые - потерей интереса к учебе. Помогают изменения в семейных отношениях и занятия с ребенком по формированию его собственных целей в учебе.

4. Недостаточная сформированность простых учебных умений и навыков. Она может быть незаметной, потому что всем (и ребенку в том числе) кажется, что "он это умеет, это же само собой разумеется". Примеры таких "скрытых ям": счет через десяток, навык выделения главного в тексте, чтение с пониманием, организация выполнения домашних заданий. Помогает - работа по определению несформированных умений и навыков и доразвитие их до адекватного состояния.

Есть и другие причины: низкая самооценка, конфликтные отношения с учителями, конфликтные отношения в классе, несоответствие учебных требований реальным возможностям ученика (например, в ситуации болезни)...

Всегда очень помогают и терпение, разумная (соответствующая реальности) требовательность и вера в ребенка и в его возможности. И, конечно, специалисты.

Мама, скажи: "фунь".
- Зачем это? - чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
- Ну ты просто скажи: "фунь".
- А что хоть это значит?
- Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи:"фунь!"
- Да не буду я всякие глупости говорить!
- Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!

Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) "устроены" в жизни.

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии - вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении.

Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Общее количество учебных часов в неделю для учащихся в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему ученику приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах для родителей. "Необходимо больше быть с детьми", - пишут в многочисленных педагогических статьях Однако, если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен.

Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.

Постоянные приказания ведут к тому, что каналы общения перекрываются.

Позитивное воспитание предлагает заменить приказы, требования и понукания просьбой.


«, в колонке для сайта Womo высказал свое мнение — почему дети перестают любить школу и не хотят учиться.

1. Учитель

Когда вы только приходите в школу, вам тут же пытаются внушить страх. Один из них — это боязнь учителя.

2. Страх оценки

После первого страха развивается страх оценки. А потом страх наказания родителями, директором школы. В школе не смотрят на то, кем ты являешься, тебя судят только по твоим оценкам.

3. Страх ошибки

Еще один страх — это страх совершить ошибку. Школа не учит тому, что ошибаться можно и нужно, ведь только так ты можешь научиться чему-то.

4. Троллинг

Еще одна причины — насмешки однокласснкиов. И часто это вина учителей, которые выставляют детей на посмешище, указывая им, что они делают что-то не так хорошо, как их одноклассники. Для них оценка важнее ученика. Я ходил в детский клуб творчества, я научился плести из бисера, лепить из теста, делать браслеты из кожи и много чего другого. И когда воспитательница из моего кружка пришла в мою школу предложить мастер-класс и рассказала о моих достижениях, то завуч удивилась: «Тимофей? Такого быть не может!».

5. Дурацкие тесты

Эти тесты, которые дают на уроках, невероятно дурацкие, потому что в них нет варианта своего ответа. Ребенок, чтобы получить хорошую оценку, пытается угадать один ответ из предложенных, но ведь у него может быть свое мнение, которое он не может написать. Я не думаю, что настанет время, когда все будут помнить все столицы мира, все, что написал Тарас Шевченко, квадратный корень из пяти. Мне кажется, если человек чем-то заинтересуется, то он узнает больше, чем ребенок за 10 лет школы. И если ему понадобятся знания из других областей, то он с легкостью сможет их получить.

6. Объем домашних заданий

Я читал, что нет никаких доказательств, что домашние задания влияют на успеваемость и образование детей. Однажды мне задали такое количество заданий по английскому, что после трех часов письма я встал и не смог разогнуть шею. Меня отвезли в травмпункт, и целую неделю я ходил в шейном корсете.

7. Запрет на уникальность

В школах очень не любят, если кто-то отличается от других. Это начинается с учителя, передается ученикам и остается с ними на всю жизнь.

8. Школа не учит быть счастливым

Я читал, что когда Джон Леннону из The Beatles было пять лет, мама ему сказала, что самое главное в жизни — быть счастливым. Потом он пошел в школу и его спросили там: «Кем ты мечтаешь стать в жизни?». Он ответил: «Счастливым». Ему сказали: «Ты не понимаешь задания». На что он ответил: «Вы не понимаете жизнь».

9. Школа не учит работать с информацией

Например, я смотрю канал на YouTube, где учитель физики легко и увлекательно рассказывает материал. Чтение или просмотр таких ресурсов может заменить десятки скучных уроков.

10. Школа не готовит ко взрослой жизни

Школа — это подготовка ко взрослой жизни. Но она не учит, ни как сохранить и увеличить доход, ни как получить его, ни, вообще, как зарабатывать. Я считаю, что главным предметом в школе мог бы стать предмет, на котором бы нас учили понимать друг друга. Ведь умение общаться — самое важное.

    Чтобы научиться выживать в школе, нужно иметь жизнь за ее пределами.

    Не бойтесь ошибок и извлекайте из них опыт. Мне нравится пример Томаса Эддисона. Он ошибся 999 раз перед тем, как создать лампочку. Но на самом деле он не ошибался, он просто определил 999 вариантов, которые не работают.

    Чтобы развивать свои навыки общения, я бы посоветовал участвовать в конкурсах, мероприятиях, даже зачитать стих в классе — это уже какой-то опыт.

    Экспериментируйте, интересуйтесь и учитесь зарабатывать как можно раньше. Это развивает уверенность. Я, например, плету браслеты. Сейчас мне помогают родители, но в будущем я планирую открыть свой маленький онлайн-магазин.

    Ищите «свою» школу. Мой совет родителям: прислушивайтесь к ребенку, если он говорит, что в нынешней школе ему не нравится.

    И главное, где бы вы сейчас ни учились, кем бы вас ни считали, верьте в себя!

Мотивация учиться во все времена у школьников – разная. Она зависит от активности рынка труда, качества образования, уровня развития гражданского общества и многого другого. EtCetera выяснял, почему у многих современных школьников мотивация отсутствует.

ФАКТ. По словам эксперта в сфере образования и спикера TED Кена Робинсона, в некоторых регионах США старшую школу бросают 60-80% учащихся. При этом Соединенные Штаты остаются одной из стран-лидеров по уровню финансирования сферы образования.

В Украине ситуация несколько иная – многолетние традиции образования и особенности рынка труда в нашей стране не позволяют школьникам бросать учебу. Однако это не отменяет того, что учиться в школе детям не интересно и их мотивация снижается с переходом в каждый следующий класс.

Кен РОБИНСОН , эксперт в области образования:

Раньше школьникам говорили: если будешь хорошо учиться в школе, то поступишь в вуз, получишь диплом и обязательно найдешь работу. Наши дети в это не верят, и правильно делают. С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не дает никаких гарантий.

ЗНАНИЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ. По мнению Робинсона, проблема современного образования, по крайней мере, в США (для Украины это тоже актуально, – EtCetera ) – в устаревании тех знаний, которые дети получают в течение учебы. Их уже невозможно применить на практике, потому что мир вокруг изменился. Это приводит к тому, что миллионы детей не видят смысла ходить в школу.

НЕСВОБОДА. Давление и контроль, которые испытывают на себе дети в системе школьного образования, также не прибавляют мотивации. Причем давление на ребенка оказывает не только школа, но и семья – родители ждут от него хороших оценок, примерного поведения, успехов в коммуникации с другими детьми. Все это погружает его в атмосферу несвободы, которая не дает выработаться внутренней мотивации.

Все, что остается в таких условиях – это мотивировать ребенка извне (угрозами, наказаниями или, наоборот, подарками). Однако внешняя мотивация не может работать вечно. Она, например, очень часто исчезает в подростковом возрасте.

Внутренняя же мотивация (самая сильная и значимая в жизни), по мнению российского психолога и лектора проекта «ПостНаука» Екатерины Патяевой, строится, в первую очередь, на свободе действий, помощи педагога и возможности общения со сверстниками в коллективе.

Успех такой мотивации доказал эксперимент американской учительницы Барбары Шил в 1960-х годах. Дав своим ученикам возможность самостоятельно определять для себя спектр работы на день (при этом она помогала им и корректировала их работу в случае необходимости), она добилась того, что ранее неуспевающий проблемный класс начал добиваться хороших результатов в учебе. Детям дали больше свободы и им стало интересно учиться.

ПРОБЛЕМА КАДРОВ . Многие видели видеоролик, в котором учитель математики одной из турецких школ танцует перед классом с каждым учеником, который пришел к нему на урок. Дети в восторге – это позитивный заряд на весь день и мотивация посетить урок математики, в частности.

Вопрос подготовки кадров очень важен. Финляндия, чтобы добиться своих высоких позиций в международных образовательных рейтингах, сделала профессию учителя престижной и высокооплачиваемой. В школу в этой стране идут не те, кому не удалось поступить на прокуроров и экономистов, а те, кто доказал, что достоин учить детей. А это не только знание предмета, но и любовь к детям, креативность, умение вдохновлять своих учеников и находить общий язык с каждым.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ . К сожалению, в Украине сложилось довольно предвзятое отношение к школе. Не без оснований, конечно, но все же. Ребенок постоянно слышит критику в адрес школы, учителя, директора, школьной программы, МОН – всего, что должно быть авторитетным для него в силу возраста. В результате ученики перестают уважать педагогов, а образование в принципе перестает быть для них чем-то важным и требующим усилий.

Екатерина ГОЛЬЦБЕРГ , детский психолог (из интервью Украинской правде):

В обществе обесценены институт школы как таковой и, прежде всего, статус учителя. Когда у ребенка сформирована негативная позиция по поводу школы или учителя, он идет в школу, уже настроенный на то, что там, куда он идет, плохо. Обесцененный учитель не может учить.


ИСКАЖЕННАЯ ЭТИКА.
Еще одна причина, по которой дети разочаровываются в учебе – это размывание этических границ и норм самими взрослыми. Например, детей в школе учат вести себя хорошо, не списывать, вести здоровый образ жизни, уважать собеседников, в то время как взрослые все эти правила все время нарушают, и часто именно это становится залогом их выживания, продвижения по карьерной лестнице и достижения собственных целей. Наблюдая за этим, ребенок чувствует «подвох», как будто его учат утопическим вещам, которые не имеют ничего общего с действительностью и никак не помогут в жизни.

И это одна из тех причин, которые невозможно исправить изнутри системы образования. Ведь школа все делает правильно – воспитывает в детях созидательные черты характера и привычки.

А РАНЬШЕ? Наши родители (а также – бабушки и дедушки) жили в мире, где образование расценивалось как нечто, что делало человека гражданином и достойным членом общества. А высшее образование и вовсе было «путевкой в лучшую жизнь». Поэтому, а также потому, что учитель был главным источников знаний, авторитет школы и мотивация к учебе были очень высокими. Альтернативы школе не было, и это понимали все.

Но времена изменились. И то, что делало школу центром знаний и социальных коммуникаций, уже не работает. Современной школе нужно решать проблему кадров и организовывать учебный процесс по новым принципам, которые отвечают уровню активности детей и их интересам.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.

Публикации по теме