Конспект урока на тему «юридические границы подросткового возраста. Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Юридические границы подросткового возраста" (7 класс) Конспект на тему юридические границы подросткового возраста
Конспект урока на тему
«ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
Цели:
Образовательная: дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;
Развивающая: развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником;
Воспитательная: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; воспитывать уважение к закону.
Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние Х о д у р о к а I . Организация урокаΙI Проверка выполнения домашнего задания.
ΙΙI. Изучение нового материала. 1. Сообщение цели урока. Целью нашего урока будет объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка;2. Юридические границы подросткового возраста.
14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.
Паспорт – документ удостоверяющий личность. Возраст – физическая, социальная,
юридическая характеристика человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.3. Словарная работа
- С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.
- Возможность действовать в соответствии со своими правами называется- дееспособностью. Она появляется с временем.
5. Несовершеннолетние6. Работа с диалогомПрочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.
В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?
Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан. Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны. Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества. Много лет тому назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.
играли в футбол и чуть не разбили окно на
первом этаже! Что делать с этими
несовершеннолетними!
- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее
Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять
7. Первый вопрос раскрывается в объеме учебника. При изложении вопроса необходимо опираться на Конституцию РФ 1993 года, Уголовный кодекс, а также Гражданский кодекс РФ. Учитель цитирует статьи из этих документов и комментирует их. Учащиеся должны четко уяснить, что юридические границы
подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность. Уголовная – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. (Учитель зачитывает и комментирует ст.20УК РФ,) Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет. При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.8. Распределите действия на три группы
А. малолетние Б. несовершеннолетние В. только совершеннолетние 1 Обращение в суд от своего имени2. Самостоятельное устройство на работу3. Покупка продуктов в магазине4. Внесение денежного вклада в банк5. Высказывание мнения по поводу смены фамилии6. Осуществление авторских прав7. Голосование на выборах8. Занятие предпринимательством9. Регистрация своей фирмы10. Направление на обучение в школу лечебно-воспитательного характера.9. Продолжите фразы… В 16 лет подросток уже имеет право… В 14 лет подросток уже отвечает по закону…… Объясните, почему именно в 14 и 16 лет начинается время, когда юный гражданин уже за что-то несет ответственность.
Работа с документами
ΙΙΙ. Закрепление изученного.
Верны ли суждения:1. В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей - малолетних и несовершеннолетних.2. Несовершеннолетие - это лица в возрасте от 16 до 18 лет.3. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.4. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.5. Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 летПравила закона.
(Ребята должны выучить и знать эти правила.) «За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки … могут совершить их родители, усыновители или опекуны…. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки…. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…. несут его родители…. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей… 1) распоряжаться своими заработками, стипендией и иными документами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения… 3) … вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки… Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность… При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…» (Извлечение из Гражданского кодекса РФ.)
IV
Слайд 1
ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н.Некрасов
Слайд 2
Сформировать представление о юридических границах подросткового возраста, об основных правах подростка.
Матвиенко Антонина Сергеевна
Слайд 3
Правовой статус несовершеннолетних
Детство Юность
Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности.
Малолетние – дети в возрасте от 6 до 14 лет
Возраст – физическая, социальная, юридическая характеристика человека.
Слайд 4
С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.
Слайд 5
Возможность действовать в соответствии со своими правами называется - дееспособностью
Слайд 6
Юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений. Уголовная ответственность – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает с 16 лет. При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.
Слайд 7
Какими правами обладает подросток?
Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах: 1. Конвенция ООН о правах ребенка 2. Конституция РФ 3. Семейный кодекс РФ 4. Гражданский кодекс РФ 5. Уголовный кодекс РФ
Слайд 8
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ДЕТЕЙ - на имя и гражданство; - знать своих родителей; - на защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, переписку; - быть личностью, выражать свою индивидуальность; - на свободу мысли, совести и религии; - на свободу выражения мнения; - с 10 лет обязателен учет мнения ребенка при любом судебном или административном разбирательстве (если это не противоречит его интересам) при решении вопросов об изменении имени и фами¬лии, об усыновлении, установлении опеки и т.д.; - на защиту от клеветы и оговора; - на защиту от жестоких, унижающих достоинство видов обраще¬ния или наказания; - на защиту от незаконного ареста и неоправданного лишения свободы; - на доступ к информации, способствующей развитию ребенка и не запрещенной законодательством; - свободно создавать организации и проводить мирные собрания.
Слайд 9
ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Каждый ребенок имеет права на: - родительское воспитание; - проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения; - защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход. ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ Каждый ребенок имеет права на: - жизнь и развитие; - помощь государства в своем развитии; - достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; - охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи; - особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества.
Слайд 10
ПРАВО ДЕТЕЙ НА УЧЕБУ И ОТДЫХ Каждый ребенок имеет права на: - воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства; - поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке; - бесплатное обязательное начальное образование; - среднее и профессиональное образование; - образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе; - получение информации, способствующей всестороннему развитию; - отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества.
Слайд 11
ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок обязан: - уважать права и культурную самобытность других; - слушаться родителей и лиц, их заменяющих; - получать основное общее образование; - соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома в общественных местах; - юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет.
Слайд 12
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
Ребенок несет ответственность: - перед своей совестью; - перед родителями и лицами их заменяющими; - перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования; - ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
Урок по обществознанию в 7 классе тема: «юридические границы подросткового возраста» - страница №1/1
МОБУ Черняевская средняя общеобразовательная школа
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
ВЫПОЛНИЛА: БАЛАКИНА Т.Д.
Черняево 2012 г.
Открытый урок
«Юридическая ответственность подросткового возраста».
Цель:
Понимать:
Взаимосвязь прав и обязанностей;
Знать:
- термины и понятия: «юридический возраст», «право»;
Юридические границы подросткового возраста;
Правила закона для несовершеннолетних.
Уметь:
- давать характеристику юридических границ подросткового возраста;
Высказывать суждения на обществоведческие темы;
Работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
Осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания;
Дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию правовых норм на формирование подростка.
Оборудование: пакет документов к уроку.
Форма урока:
урок-исследование.
Ход урока.
Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступать в той или иной ситуации, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой – одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе.
«Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок.
Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали. Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей».
Вопросы к классу:
О чем письмо?
Как бы вы его озаглавили?
К чему призывает подросток?
От чего предостерегает?
Как данное письмо связано с темой нашего урока?
Объявление темы. Тема нашего урока: «Юридическая ответственность подросткового возраста». Знакомство с целями урока.
Эпиграф:
Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Мы, ребята, в этом классе
Собрались лишь для того,
Чтоб узнать законы наши
О подростках и о детях,
Что мы можем и не можем
Что имеем и не имеем
И какие есть права.
План урока:
1. Юридические границы несовершеннолетних.
2. Роль права в жизни человека.
3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних.
Учитель: Итак, в 14 лет человеку в нашем государстве вручают паспорт. Это значит, что детство закончилось. Вручение данного документа означает вступление подростка в юность.
Задание:
Внимательно посмотрите на схему и прокомментируйте ее.
Проверка задания.
Работа над понятиями:
Правоспособность – способность иметь права. Наступает с рождения.
Дееспособность – способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности.
1. Юридические границы подросткового возраста.
Задание: работая с текстом параграфа, составьте таблицу:
«Юридические границы подросткового возраста»
Категория |
Сущность |
Малолетние подростки |
Возраст от 6 до 14 лет. Они имеют право совершать мелкие бытовые сделки. С 10 лет мнению ребенка придается юридический смысл:
|
Несовершеннолетние подростки |
Возраст от 14 до 18 лет. Это лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Законные интересы несовершеннолетних осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители. Закон предусматривает меры, которые охраняют права несовершеннолетних.
|
Совершеннолетний |
С 18 лет дается право голоса. Они становятся полноправными и политически активными гражданами. С этого момента подростки переходят в категорию взрослых, или в зрелый возраст. |
2. Роль права в жизни человека
Учитель: понятие «право» получило свое название от «правда», «справедливость». Перед вами различные определения понятия «Право». Внимательно прочитайте их и найдите то, которое вам кажется наиболее правильным и точным.
Право – это…
Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.
Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.
Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.
Основание, причина.
Право – это система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, которые регулируют отношения людей в обществе и дают возможность действовать и поступать каким-нибудь образом.
Игра «Незрячий-поводырь».
Ребята делятся на пары. Один участник завязывает глаза, напарник становится «поводырем», который должен помочь «незрячему» двигаться по классу.
Обсуждение игры после ее окончания:
- Легко ли было передвигаться?
- Что мешало?
- Какие изменения вы бы внесли в правила игры для ее успешных результатов?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Учитель: Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство – нуждается или, как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно, очень давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций. Рушится все, что создавалось долгим трудом. Гибнут люди, гибнет природа. И ведь это не только уроки истории. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз и состоит в том, чтобы предотвращать конфликты, а если они возникли – помогать преодолевать их мирно, культурно, т.е. цивилизованно. Постепенно в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации.
Право соединило в себе одновременно два смысловых значения.
Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать». Если кто-нибудь нарушает порядок, то на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами.
Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Не случайно многие правовые документы в старину так и назывались – «Русская правда», «Правда Ярославичей».
Итак, право – это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.
Интересные факты: Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон (427-347 гг. до н.э.). Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей – человек», считали наши предки, полагая, что все люди от природы равны.
Интересные факты: Известно, что еще в глубокой древности люди были не равны в правах. Рабами, например, распоряжались как вещью: могли убить, бросить на растерзание диким зверям, заставить выполнять тяжелую работу. Рабы были лишены собственного имени и назывались либо по месту своего происхождения, либо по имени своего хозяина.
Интересные факты: наказывали в истории людей по-разному. В Греции в древнейшие времена рабов за побег и неповиновение клеймили, ссылали на рудники, а в Риме долгое время царил принцип «око за око, зуб за зуб», позволявший мстить за содеянное провинившемуся, его родственникам. Позднее в возмещение ущерба взимались денежные штрафы.
Учитель: Человечество давно задумывалось над тем, как защитить права человека в мире. С этой целью были выработаны международно-правовые документы.
Задание: познакомьтесь с ними.
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка)
Всеобщая Декларация прав человека. 1948 г.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. 1960 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. 1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г.
Декларация прав ребенка ООН. 1959 г.
20 ноября 1989 года – Конвенция о правах ребенка
3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних
А как быть, если твои права нарушены?
Согласно Гражданско-процессуальному кодексу, имеешь право:
подать иск в суд с целью защиты своих прав,
а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско-процессуальная дееспособность.
Учитель: Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В.Ломоносовым. он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом ее убавилось.
Так и с правами гражданина. Ваше право накладывает на государство обязанность. Что вам дается, у него как бы отнимается. Для того граждане и платят налоги, чтобы государство занималось реальной защитой их безопасности. Оно – гарант безопасности человеческой жизни. Иными словами, пообещав беречь жизнь своих граждан, государство несет за это перед ними же ответственность.
4. Юридическая ответственность.
В нашей стране за убийство человека, а также любое другое причинение вреда его жизни наступает суровое наказание, которое выносится судом.
Что же такое ответственность?
Ответственность – это те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителям права.
Какова цель юридической ответственности?
Сравните два документа. Какой из них вы считаете правильным, и от какого бы отказались? Позицию аргументируйте.
Покарать.
Наказать, чтобы неповадно было.
Внушить страх.
Документ № 2
Возместить ущерб, нанесенный преступлением.
Духовно и физически восстановить (исцелить) жертву и преступника, чтобы они почувствовали, что жизнь снова имеет смысл.
Восстановить отношения между жертвой и преступником, то есть добиться примирения – полного раскаяния и прощения (в этом процессе принимают участие и окружающие люди).
Юридическая ответственность –
государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений.
Подведение итогов
Что обозначает выражение «права и свободы человека»?
Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»?
Согласны ли вы с ним?
Какую роль играют правовые нормы для формирования подростка?
Задание: Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.
Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними!
- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее.
Домашнее задание:
Выучить §16 и выполнить разноуровневые задания:
1 вариант – привести примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения из жизни современного российского общества.
2 вариант – продолжите фразы:
«В 16 лет подросток уже имеет право…»
«В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»
Конспект урока на тему
«ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
Цели:
Образовательная: дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;
Развивающая: развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником;
Воспитательная: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; воспитывать уважение к закону.
Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние
Х о д у р о к а
I . Организация урока
ΙI Проверка выполнения домашнего задания.
ΙΙI . Изучение нового материала.
1. Сообщение цели урока.
Целью нашего урока будет объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка;
2. Юридические границы подросткового возраста.
14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.
Паспорт – документ удостоверяющий личность. Возраст – физическая, социальная,
юридическая характеристика человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.
3. Словарная работа
С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.
Возможность действовать в соответствии со своими правами называется- дееспособностью. Она появляется с временем.
4. Малолетние
5. Несовершеннолетние
6. Работа с диалогом
Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.
В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?
Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять
играли в футбол и чуть не разбили окно на
первом этаже! Что делать с этими
несовершеннолетними!
- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее
7. Первый вопрос раскрывается в объеме учебника. При изложении вопроса необходимо опираться на Конституцию РФ 1993 года, Уголовный кодекс, а также Гражданский кодекс РФ.
Учитель цитирует статьи из этих документов и комментирует их. Учащиеся должны четко уяснить, что юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность. Уголовная – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. (Учитель зачитывает и комментирует ст.20УК РФ,)
Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет.
При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.
8. Распределите действия на три группы
А. малолетние
Б. несовершеннолетние
В. только совершеннолетние
1 Обращение в суд от своего имени
2. Самостоятельное устройство на работу
3. Покупка продуктов в магазине
4. Внесение денежного вклада в банк
5. Высказывание мнения по поводу смены фамилии
8. Занятие предпринимательством
9. Регистрация своей фирмы
9. Продолжите фразы…
В 16 лет подросток уже имеет право…
В 14 лет подросток уже отвечает по закону……
Объясните, почему именно в 14 и 16 лет начинается время, когда юный гражданин уже за что-то несет ответственность.
Работа с документами
Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.
Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.
Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества.
Много лет тому назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.
ΙΙΙ. Закрепление изученного.
Верны ли суждения:
1. В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей - малолетних и несовершеннолетних.
2. Несовершеннолетие - это лица в возрасте от 16 до 18 лет.
3. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.
4. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.
5. Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 лет
Правила закона. (Ребята должны выучить и знать эти правила.)
«За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки … могут совершить их родители, усыновители или опекуны….
Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки….
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…. несут его родители….
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей…
1) распоряжаться своими заработками, стипендией и иными документами;
3) … вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки…
Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность…
При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…»
(Извлечение из Гражданского кодекса РФ.)
IV . Закрепление изученного материала;
V . Домашнее задание.
VI . Итоги.
Cлайд 1
Юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений. Уголовная ответственность – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает с 16 лет. При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 2
Цель: Сформировать представление о юридических границах подросткового возраста, об основных правах подростка. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 3
Правовой статус несовершеннолетних Детство Юность Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. Малолетние – дети в возрасте от 6 до 14 лет Возраст – физическая, социальная, юридическая характеристика человека. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 4
С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 5
Возможность действовать в соответствии со своими правами называется - дееспособностью Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 6
Какими правами обладает подросток? Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах: 1. Конвенция ООН о правах ребенка 2. Конституция РФ 3. Семейный кодекс РФ 4. Гражданский кодекс РФ 5. Уголовный кодекс РФ Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 7
Какими правами обладает подросток? ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ДЕТЕЙ - на имя и гражданство; - знать своих родителей; - на защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, переписку; - быть личностью, выражать свою индивидуальность; - на свободу мысли, совести и религии; - на свободу выражения мнения; - с 10 лет обязателен учет мнения ребенка при любом судебном или административном разбирательстве (если это не противоречит его интересам) при решении вопросов об изменении имени и фами¬лии, об усыновлении, установлении опеки и т.д.; - на защиту от клеветы и оговора; - на защиту от жестоких, унижающих достоинство видов обраще¬ния или наказания; - на защиту от незаконного ареста и неоправданного лишения свободы; - на доступ к информации, способствующей развитию ребенка и не запрещенной законодательством; - свободно создавать организации и проводить мирные собрания. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 8
ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Каждый ребенок имеет права на: - родительское воспитание; - проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения; - защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход. ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ Каждый ребенок имеет права на: - жизнь и развитие; - помощь государства в своем развитии; - достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; - охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи; - особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 9
ПРАВО ДЕТЕЙ НА УЧЕБУ И ОТДЫХ Каждый ребенок имеет права на: - воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства; - поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке; - бесплатное обязательное начальное образование; - среднее и профессиональное образование; - образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе; - получение информации, способствующей всестороннему развитию; - отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 10
ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ Каждый ребенок обязан: - уважать права и культурную самобытность других; - слушаться родителей и лиц, их заменяющих; - получать основное общее образование; - соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома в общественных местах; - юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 11
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ Ребенок несет ответственность: - перед своей совестью; - перед родителями и лицами их заменяющими; - перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования; - ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков. Матвиенко Антонина СергеевнаCлайд 12
Домашнее задания Прочитать параграф 16 Выполнить все задания по параграфу в рабочей тетради Матвиенко Антонина Сергеевна